Тогда к Первосвященнику, который облачился в священные одежды и вошел за завесу в Святая святых, явился ангел Господень и сказал: «Захария! Собери неженатых мужей из колена Иудова от дома Давидова, и пусть они принесут жезлы свои. Кому Господь покажет знамение, тому отдашь Деву в соблюдение девства Ее».
Как повелел Небесный Посланник, так Захария и сделал: он собрал указанных мужей, взял у них жезлы и внес в храм. На следующий день, когда священники вошли в храм, оказалось, что жезл, принадлежавший Иосифу, расцвел. А когда священник стал раздавать жезлы и подал последнему Иосифу, все увидели, что сверху слетел голубь и сел на его жезл. Тогда Дева Мария была с ним обручена, то есть поручена ему не для брака, а для хранения Ее девства. После обручения Иосиф с Марией отправились в Назарет, где Пресвятая Дева вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.
Спустя время, к Отроковице, которую Господь за ее чистоту и непорочность избрал будущим Сосудом для воплощения Возлюбленного Сына Своего, явился Архангел Гавриил с самой важной во всей истории человечества новостью. А что же Владычица наша, Пресвятая Богородица сказала, услышав это известие? Смирение и кротость Девы были на такой несказанной высоте, что она ответила лишь: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). В тот же миг Дух Святой осенил Ее, и она зачала Спасителя всего мира.
Следует немного остановиться и пояснить, для чего Деве Марии так необходимо было обручение с Иосифом. Причины эти таковы. Во-первых, чтобы враг рода человеческого не узнал в скорости о случившемся пречудесном таинстве: о том, что Царь придет с помощью Девы, лукавый знал, потому что и он сам слышал слова Исаии: «се, Дева во чреве приимет» (Ис.7:14). А во-вторых, для того, чтобы законники, во исполнение написанного, не побили Ее камнями, посчитав прелюбодеицей.
Поистине страшное и великое таинство свершилось на глазах у Архангела: как может ли чрево вместить Невместимого?! Однако «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк.1:37), поэтому Святая Дева тут же почувствовала в Себе святое зачатие Сына Божьего и не нуждалась более ни в каких объяснениях. Двойная радость охватила будущую Матерь Иисуса Христа: Она чувствовала неизреченное блаженство от присутствия в Ней Живого Бога и радость от осознания сохранения Себя Девой после Зачатия! «Радуйся Обрадованная» – воскликнул Гавриил, поклонился Ей и воспарил на небо.
А чем же для нас стало сие таинство? Почему Святая Церковь так ликует, вспоминая это событие? Как говорит Максим Исповедник, Благовещение - это Божие заступничество и утешение, дарованные людям через Его воплощенного Сына, одновременно это и примирение людей с Богом Отцом, после их падения. Благовещение - это весть о прощении человечеству грехов и исправление событий, происшедших в Раю. Тогда с женщины началось падение со всеми его последствиями, теперь же женщина становиться началом всех благ. Богородица становиться новой Евой.
Первородный грех, ставший результатом ослушания, явился лишением благодати Божией, отдалением от Творца. Это лишение имело, кроме духовных скорбей, и телесные последствия: в тело прародителей вошли, словно страшная заразная болезнь, порча и смерть, которые явились благоприятной почвой для разведения и культивирования затмевающих человеческий разум страстей.
Поэтому, может ли быть для человеческого рода радость высшая той, что естество человеческое вновь получит возможность соединиться с естеством Божиим, вновь будет едино с возлюбленным и некогда утраченным Богом? «Может ли что быть изумительнее, как видеть Самого Бога, смирившего Себя до того, что утроба жены носит Его? Может ли что быть удивительнее, как видеть Бога в образе человеческом, и естество человеческое созданное видеть соединенным с естеством Создателя, дабы Бог явился совершенным и всецелым человеком?», - пишет святой Андрей Критский
«Посмотри, как сияет образ Приснодевы Богоматери! Какими дивными добродетелями и совершенствами! А ведь и Она - человек… Что возвысило Ее на такую несравненную высоту, сделало Ее столь достославной и великой, высшей из Херувимов и славнейшей из Серафимов? Три величайшие добродетели: смирение, чистота и пламенная любовь к Богу» - Иоанн Крондштадтский
«Как различны между собой Бог и человек! Но Бог, став человеком, в восприятии плоти не оставил природы Божества» - Святитель Илия Минятий
Эти утверждения святых Отцов доказывают то, что приняв решение послать Своего Единородного Сына, Господь не только простил людям все их грехи и примирился с ними, но и дал возможность каждому человеку, пребывающему в добродетельном житии, подобном тому, какое было у Пресвятой Девы Марии, и имеющему смирение, целомудренную чистоту и искреннюю любовь ко Господу, может соделаться сосудом Божиим, т.е. вместить в себя Самого Творца, слившись с Ним и уподобившись Ему.
ИСТОЧНИК