Он уже вполне состоявшийся и известный творчески зрелый человек, однако практически вся его поэзия, относящаяся к концу 20-х годов 19 столетия достаточно полна мрачными образами. Это говорит о том, что Александр Сергеевич в то время находился в духовном кризисе. Такое состояние человеческой души, без сомнения, свидетельствует о пленении ее таким страшным грехом, как уныние, являющееся следствием неблагодарности Богу и ропотом на волю Творца.
Великого русского поэта и писателя захлестнуло уныние и внутренняя пустота, приводящая к такому состоянию, о котором говорят - "жить нечем", а окружающий мир становится бесцветным, тоскливым, однообразным…
И вот, в самый день своего рождения, Пушкин пишет гениальное и, в то же время, опять же с нотками мрачной безысходности стихотворение "Дар напрасный, дар случайный…":
Дар напрасный, дар случайный,
Кто меня враждебной властью
Цели нет передо мною:
В печати это стихотворение появилось лишь спустя полтора года после его написания, на рубеже 1829-1930 годов в "Северных цветах". И вот, прочитав это стихотворение, Владыка Филарет, являющийся фактически главой Русской Православной Церкви, которому совсем недавно исполнилось 45 лет, пишет ответ. Всего несколько слов святителя, сказанных им, возвратили радость жизни великому русскому поэту. Стоит вспомнить один небольшой факт, касающийся, как жизни святителя, так и жизни поэта: 9 января 1815 года тогда еще архимандрит Филарет, будучи ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии (с 1812 по 1819 гг.), присутствовал на публичном экзамене лицеистов, где был и юный 16-ти летний Пушкин. Ответ святителя на свое стихотворение Александр Сергеевич получил через Е. М. Хитрово:
Не напрасно, не случайно
Сам я своенравной властью
Вспомнись мне, Забвенный мною!
Пушкин откликнулся это на послание Владыки практически сразу же, написав 19 января 1830 года стихотворение "Стансы". Будучи духовным человеком, а об этом свидетельствуют все, кто был знаком с поэтом, Пушкин прекрасно понял святителя Филарета, увидев в его послании ответ от Самого Господа, а не вразумление священника, наставляющего заблудшее чадо. Осознав свой грех, в виде неблагодарности, уныния и ропота по отношению Богу, Александр Сергеевич осудил этот грех в собственной душе, после чего обрел утраченную радость бытия, что и можно увидеть в его ответе Владыке Филарету:
В часы забав иль праздной скуки,
Но и тогда струны лукавой
Я лил потоки слез нежданных,
И ныне с высоты духовной
Твоим огнем душа палима